-->

Как учесть целевые займы

Учет кредитов, займов и целевого финансирования

Учет кредитов

Кредиты банка, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг.

Учет кредитов и займов организуется в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». В нем нет деления на краткосрочные и долгосрочные займы.

Для учета расчетов с банком по полученным кредитам предусмотрены пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Краткосрочные кредиты ограничены годом и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей: Д-т 50, 51 К-т 66. Краткосрочные кредиты служат, как правило, источником формирования оборотных средств предприятия.

Долгосрочные (свыше одного года) кредиты выдаются главным образом на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций (расширение, реконструкция, новое строительство) с погашением кредита в течение срока, предусмотренного кредитным договором: Д-т 51, 52 К-т 67.

Для предприятия большое значение имеет целевое назначение кредита и размер уплачиваемых процентов.

Учет займов

В случае необходимости организация может взять деньги взаймы не только в банке, но и у другого предприятия. Во многих случаях это бывает выгодно, поскольку предприятия, как правило, дают взаймы деньги по более низким процентам, чем банки.

Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа предприятие (заимодавец) передает в собственность другого предприятия (заемщика) деньги или иное имущество. При этом заемщик обязуется через определенное время вернуть заимодавцу взятое у него имущество. Договор займа считается заключенным только с момента передачи имущества заемщику.

Если займы предоставляются под проценты, размер процентов определяется заранее и фиксируется в договоре займа. Проценты по договору займа могут выплачиваться в любом согласованном сторонами порядке. Если таковой заранее не оговорен, проценты выплачиваются ежемесячно. Начисленные по договору займа проценты являются прочими доходами. С таких процентов не надо платить НДС (п. 3 ст. 149 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли проценты следует учитывать в зависимости от метода определения доходов и расходов.

Если предприятие использует кассовый метод определения доходов и расходов, то их нужно отразить в налоговом учете только после их получения (ст. 273 НК РФ).

Если предприятие определяет налогооблагаемую базу по методу начисления, то проценты отражаются в налоговом учете в том периоде, когда их нужно начислять по договору

Займы могут быть получены организацией следующими путями:

  • получены от заимодавцев (кроме банков);
  • в счет займов выданы векселя;
  • выпущены краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги (облигации).

Учет займов ведется на пассивных счетах 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Аналитический учет по счетам 66 и 67 ведется по заимодавцам и срокам погашения займов.

Получение займов у заемщика отражается следующей проводкой:

Д-т 51, 52 К-т 66, 67. В соответствии с договором займа заемщик начисляет и уплачивает проценты: Д-т 91 К-т 66, 67; Д-т 66, 67 К-т 51, 52.

Счета 66 и 67 применяются для обобщения информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и размещения облигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:

  • Д-т 51, 50 К-т 66, 67 — на номинальную стоимость облигаций;
  • Д-т 51,50 К-т 98 — на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью.

Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то привлеченные средства отражаются в учете в фактически полученной сумме по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 66 и 67. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций: Д-т 91 К-т 66, 67.

Учет целевого финансирования и поступлений

К средствам целевого финансирования относят средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначениями. Использование средств не по назначению запрещается. Организации могут получать целевое финансирование на научно-исследовательские работы, субсидии из бюджета на капитальное строительство и другие цели. Для организации бухгалтерского учета и осуществления контроля за этими средствами предназначен синтетический счет 86, пассивный, балансовый, фондовый. Кредитовое сальдо отражает сумму неиспользованных средств. Оборот по дебету — использование средств. Оборот по кредиту — поступление финансирования и другие целевые поступления.

Учет государственной помощи

Основным нормативным актом, определяющим порядок учета государственных субсидий, является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное 16 октября 2000 г приказом Минфина РФ № 92н.

Государственная помощь — это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом экономической выгодой не является деятельность государства, которая влияет на общие хозяйственные условия: создание в развивающихся регионах инфраструктуры (строительство дорог, средств связи, инженерных коммуникаций и т. д.), установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке, и т. п.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе (в дальнейшем субсидии и субвенции мы будем называть бюджетными средствами).

На практике государство оказывает организациям помощь не только в денежной, но и в натуральной форме: безвозмездно передает земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и т. д.

ПБУ 13/2000 устанавливает два способа принятия к учету бюджетных средств. Первый способ заключается в следующем: в бухгалтерском учете организации одновременно отражаются дебиторская задолженность по бюджетным средствам и возникновение целевого финансирования:

Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по целевому бюджетному финансированию.

По мере фактического получения средств предприятия делают проводки:

Д-т 51 К-т 76 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;

Д-т 08 К-т 76 — поступили объекты имущества, предоставленные бюджетом.

Такой способ учета бюджетных средств можно применять только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

  • организация уверена, что сможет выполнить условия предоставления бюджетных средств (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация);
  • организация уверена, что получит бюджетные средства (подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т. д.).

При втором способе бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического поступления ресурсов. В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:

Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;

Д-т 08 К-т 86 — поступили объекты имущества, предоставленные бюджетом.

Организация определяет стоимость объектов имущества, предоставленных бюджетом, исходя из цены, по которой в сравнительных обстоятельствах она определяет стоимость таких же или подобных активов.

Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расходов или расходов, которые организация понесла в предыдущем отчетном периоде.

1. Бюджетные средства получены на финансирование капитальных расходов. В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 организация, вводя объекты внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) в эксплуатацию, списывает со счета целевого финансирования сумму бюджетных средств и учитывает их как доходы будущих периодов. Затем, по мере начисления амортизации, соответствующие суммы ежемесячно списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по бюджетному финансированию;

Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирование;

Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов после оприходования объекта.

Если организации за счет бюджетных средств покупают внеоборотные активы, не подлежащие амортизации (объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяйства, библиотечные фонды), то они в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления бюджетных средств, списывают эти средства со счета доходов будущих периодов на прочие доходы.

2. Бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов. В этом случае в момент принятия к учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и т. п., бюджетные средства списываются со счета целевого финансирования и учитываются как доходы будущих периодов. Затем, по мере отпуска МПЗ в производство и начисления заработной платы, соответствующие суммы списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;

Д-т 10 К-т 60 — оприходованы материалы;

Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов;

Д-т 20 К-т 10 — списаны в производство материалы;

Д-т 98 К-т 91 — отнесена на прочие доходы часть средств бюджетного финансирования.

3. Бюджетные средства получены на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов. Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, сначала отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию. Затем, по мере поступления эти средства списываются на прочие доходы:

Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирование;

Д-т 76 К-т 91 — отнесены на прочие доходы бюджетные средства.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назначению или не использовала в срок. Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств зависит от того, когда были получены эти средства — в текущем отчетном периоде или в предыдущие годы.

Организации, которые возвращают бюджетные средства, полученные в текущем году, делают исправительные (сторнировочные) проводки. Это установлено п. 13 ПБУ 13/2000.

В бухгалтерском учете организации это отражается следующим образом:

Д-т 86 К-т 98 — восстановлены полученные бюджетные средства, ранее отнесенные в состав доходов будущих периодов;

Д-т 98 К-т 91 — восстановлена часть средств бюджетного финансирования, отнесенная на прочие доходы;

Д-т 86 К-т 51 — возвращены бюджетные средства.

В соответствии с ПБУ 13/2000 организации должны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о государственной помощи, представленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов).

УЧЕТ КРЕДИТОВ ЗАЙМОВ И ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Учет кредитов и займов организуется в соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Кредиты банка, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг.

Для учета расчетов с банком по полученным кредитам предусмотрены пассивные расчетные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Краткосрочные кредиты ограничены годом и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей. Краткосрочные кредиты служат, как правило, источником формирования оборотных средств предприятия.

Долгосрочные (свыше одного года) кредиты выдаются главным образом на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций (расширение, реконструкция, новое строительство) с погашением кредита в течение срока, предусмотренного кредитным договором (дебет счетов 51, 52, кредит 67).

Для предприятия большое значение имеют целевое назначение кредита и размер уплачиваемых процентов. От этого зависит, куда они будут списаны — на капитальные вложения (дебет счета 08) или на финансовые результаты (дебет счета 91, кредит счета 66).

Так как банк, предоставляя кредит, подвергает себя определенному риску, то обычно в кредитном договоре предусматриваются достаточно жесткие меры банковского контроля за финансовым положением клиента и обеспеченностью кредита. По требованию банка предприятие обязано представить бухгалтерский баланс и различные справки об имущественном состоянии.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты за пользование кредитами и займами должны быть учтены в составе операционных расходов, т.е. списаны на финансовые результаты в дебет счета 91, а для целей налогообложения учтены согласно требованиям законодательства по налогу на прибыль.

Расходы по оплате процентов по кредитам и займам на приобретение внеоборотных активов должны быть включены в первоначальную стоимость объектов, а проценты, уплаченные после принятия их к учету, списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогично учитываются проценты по заемным средствам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ), эти проценты включаются в фактическую себестоимость МПЗ до их оприходования на склад, после чего проценты учитываются в обычном порядке.

Статей 265 НК РФ предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Проценты по долговым обязательствам подлежат включению в состав внереализационных расходов, в том числе проценты по просроченным кредитам.

К долговым обязательствам относятся кредиты, в том числе товарные и коммерческие, займы и иные заимствования.

В целях налогообложения расходы на оплату процентов включаются в затраты в следующих размерах:

— исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, если долговые обязательства выданы в рублях;

— исходя из 15% годовых, если долговые обязательства выданы в иностранной валюте. Аналитический учет по счетам 66 и 67 строится по каждому банку или другому заимодавцу и каждому полученному организацией кредиту (или займу).

Счета 66 и 67 применяются для обобщения информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и размещения облигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:

Д-т 51, 50 К-т 66, 67 — на номинальную стоимость облигаций;

Д-т 51, 50 К-т 98 — на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью.

Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то привлеченные средства отражаются в учете в фактически полученной сумме по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 66 или 67. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций: Д-т 91 К-т 66, 67.

Синтетический и аналитический учет кредитов и займов ведут в журнале-ордере № 4.

В случае необходимости организация может взять деньги взаймы не только в банке, но и у другого предприятия. Во многих случаях это бывает выгодно, поскольку предприятия, как правило, дают взаймы деньги по более низким процентам, чем банки.

Согласно п.1 ст.807 Гражданского кодекса РФ по договору займа предприятие передает в собственность другого предприятия деньги или иное имущество. При этом заемщик обязуется через определенное время вернуть заимодавцу взятое у него имущество. Договор займа считается заключенным только с момента передачи имущества заемщику.

Если займы предоставляются под проценты, размер процентов определяется заранее и фиксируется в договоре займа. Проценты по договору займа могут выплачиваться в любом согласованном сторонами порядке. Если таковой заранее не оговорен, проценты выплачиваются ежемесячно. Начисленные по договору займа проценты являются операционными доходами. С таких процентов не надо платить НДС.

В целях налогообложения прибыли проценты следует учитывать в зависимости от метода определения доходов и расходов.

Если предприятие использует кассовый метод определения доходов и расходов, то их нужно отразить в налоговом учете только после их получения.

Если предприятие определяет налогооблагаемую базу по методу начисления, то проценты отражаются в налоговом учете в том периоде, когда их нужно начислять по договору.

При возврате имущества у заемщика могут быть выявлены прибыль или убытки в том случае, если цена имущества, приобретенного для возврата займа, окажется дороже или дешевле цены, по которой было оприходовано имущество, ранее полученное по займу.

К средствам целевого финансирования относят средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Использование средств не по назначению запрещается. Организации могут получать целевое финансирование на научно-исследовательские работы, субсидии из бюджета на капитальное строительство и другие цели. Для организации бухгалтерского учета и осуществления контроля за этими средствами предназначен синтетический счет 86, пассивный, балансовый, фондовый. Кредитовое сальдо отражает сумму неиспользованных средств. Оборот по дебету — использование средств. Оборот по кредиту — поступление финансирования и другие целевые поступления.

Источники формирования имущества для цели деятельности некоммерческих организаций можно разделить на две группы:

-целевые поступления в денежной и натуральной формах;

-доходы от предпринимательской деятельности.

Коммерческим организациям средства целевого финансирования могут быть предоставлены:

-на безвозвратной основе;

-в виде инвестиционных средств;

-в качестве долевого участия в строительстве с передачей объекта основных средств инвестору.

Учет кредитов, займов и целевого финансирования

Цель занятия: является сформировать у обучающихся представление об учете кредитов и займов, учет расходов связанных с кредитованием и учет государственной помощи.

2.2.1 Понятие займов и кредитов.Заём — это договор, в силу которого одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи на условиях возврата с уплатой или без уплаты процентов. Сторонами договора могут быть юридические и физические лица (кроме банков). Согласно ст.807 Гражданского кодекса РФ договор считается оформленным (заключенным) с момента передачи денег (или вещей) заимодавцем заемщику.

Кредит (ссуда, долг). Кредит (ссуда, долг) — это система экономических отношений между различными юридическими и физическими лицами, возникающих при передаче в долг денег во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности. Кредитно-расчётные отношения организации с банками строятся на добровольной основе и обоюдной заинтересованности партнеров. Организация имеет возможность получать кредиты, если она является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственные оборотные средства. Порядок выдачи и погашения кредитов определяются законодательством и регулируются кредитным договором. В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления существуют различные виды займов и кредитов. По сроку предоставления выделяют краткосрочную задолженность, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев, и долгосрочную — свыше 12 месяцев. Задолженность может быть срочной, срок погашения по которой не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке, и просроченной — с истекшим сроком погашения.

2.2.2 Учет кредитов и займов.Для учёта займов и кредитов предусмотрены пассивные счета 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».

Счет 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии различных краткосрочных (на срок не более одного года) займов, кредитов и заемных обязательств в российской и в иностранной валютах, полученных организацией на территории страны и за рубежом.

Счет 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» используется для обобщения информации о состоянии различных долгосрочных (на срок более одного года) займов, кредитов и заемных обязательств.

По кредиту счетов 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» отражается получение займов, кредитов и заемных обязательств, по дебету — их погашение.

Кредитовое сальдо этих счетов показывает сумму полученных и непогашенных займов, кредитов и заемных обязательств на начало и конец отчётного периода.

К счетам 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» следует ввести субсчета:

66-1 «Расчёты по краткосрочным займам»;

66-2 «Расчёты по краткосрочным кредитам»;

67-1 «Расчёты по долгосрочным займам»;

67-2 «Расчёты по долгосрочным кредитам».

В ПБУ 15/01 разграничиваются правила ведения бухгалтерского учёта по:

основной задолженности по полученным кредитам и займам;

затратам, связанным с получением и использованием кредитов и займов;

процентам дисконта (разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств);

процентам по причитающимся к оплате векселям и облигациям;

дополнительным затратам, связанным с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных средств.

Согласно п. 4 ПБУ 15/01 организация-заемщик принимает к учёту задолженность по основной сумме долга в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает её в составе кредиторской задолженности.

Таблица 2.1 — Отражение расчётов по кредитам и займам на счетах бухгалтерского учёта

Источники: http://www.konspekt.biz/index.php?text=8181, http://studbooks.net/1278698/buhgalterskiy_uchet_i_audit/uchet_kreditov_zaymov_tselevogo_finansirovaniya, http://studopedia.ru/19_20299_uchet-kreditov-zaymov-i-tselevogo-finansirovaniya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *